Программа утилизации аккумуляторов
и лома свинца

+7 (8452) 96-25-63

Единая справочная
Главная / Статьи

Система «Авторециклинг»: проблемы и перспективы

На сегодняшний день, большая часть отработавших свинцово-кислотных аккумуляторных батарей (далее — ОСКАБ) в России повсеместно выбрасывается, тем самым наносится непоправимый вред окружающей среде. Зачастую это происходит из-за недостатка или недоступности для населения пунктов приёма и переработки ОСКАБ.
 
Законодательство РФ не предусматривает ни уголовной, ни административной ответственности за незаконный и экологически опасный выброс АКБ.
 
Необходимо принять во внимание и тот факт, что автопарк России растёт с каждым годом. Соответственно растёт количество ОСКАБ. Поэтому особенной актуальной становится проблема безопасного сбора и переработки отработавших АКБ.
 
К слову сказать, за рубежом нормативы сбора ОСКАБ устанавливаются особым законодательством, поэтому уровень сбора в этих странах, по некоторым данным, достигает 95-99%.
 
В нашей стране подобная законодательная основа отсутствует вообще. А ведь она, по сути, и должна регламентировать создание пунктов приёма ОСКАБ и определять обязательства по сдаче отработавших свинцово-кислотных батарей в соответствующие организации. В России сбор ОСКАБ осуществляется стихийно. Зачастую электролит (сильнейший яд!) сливается в водоёмы и почву.
 
Становится понятным, что необходима разработка федерального законодательства, устанавливающего нормативы по контролю и организации пунктов приёма ОСКАБ и его сдачи. При этом необходимо учесть и территориальные особенности нашей страны. Существуют определенные правила транспортировки аккумуляторных батарей, нарушение которых может привести к серьёзным последствиям. Поэтому в некоторых регионах логично осуществлять сбор ОСКАБ в несколько этапов. Один из них будет включать в себя сбор АКБ на специальных пунктах приёма без их обработки и слива электролита. На втором этапе ОСКАБ будет передаваться на специализированные предприятия  для первичной обработки батарей, слива и переработки электролита. На следующем этапе осушенные АКБ подлежат направлению на перерабатывающие металлургические предприятия.
 
Несомненно, создание сети пунктов сбора ОСКАБ потребует немалых капиталовложений. Некоторая их составляющая может быть получена от предприятий, которые продают, используют или перерабатывают АКБ. Другая часть – за счёт так называемого «экологического» сбора на каждую проданную батарею без возврата батареи отработавшей. Как показывает зарубежная практика, последняя мера является очень эффективной.
 
Конечно, без государственной дотации здесь не обойтись. Полученные средства будут использоваться на установку качественного оборудования для безопасной и эффективной переработки опасных отходов ОСКАБ.
 
 Но необходимо и развитие перерабатывающих мощностей предприятий, занимающихся утилизацией отработавшей АКБ. В настоящее время это затруднено существующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Они устанавливают мощность предприятия в соответствии с размером санитарно-защитной зоны. Так, например, для предприятий, мощность которых составляет 3000 т свинца в год предусмотрена санитарно-защитная зона радиусом не менее 1000 м. А это, согласитесь, довольно трудноосуществимо, например, из-за широкого развития дачного строительства.
 
Таким образом, без соответствующей государственной законодательной поддержки, регламентирующей сбор и переработку отработавших АКБ, без создания широкой сети пунктов приёма ОСКАБ, без модернизации технологий переработки батарей и системы очистки газов, без просветительской работы с населением невозможно сократить загрязнение окружающей среды компонентами ОСКАБ и вредными выбросами перерабатывающих предприятий.